Дата обновления: 01.02.2019

Последняя редакция норм ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» был принят 4 апреля 1999 г. После этого в него вносились многочисленные изменения и дополнения. Действующей считается редакция от 13 июля 2015 г. Но вплоть до конца 2017 г. менялся и этот документ. Внесение в него очередных серьезных правок предполагается и в ближайшее время.

Основные понятия документа

Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» является одним из наиболее важных документов в сфере природосбережения. Действие его должно обеспечивать права человека на благоприятную окружающую среду, информацию о ее состоянии. Этим ФЗ установлены основы охраны приземной атмосферы.

Главой установлены определения, важные для понимания и оценки всего документа:

  • Атмосферный воздух определяется как смесь газов, которая находится вне любых помещений, будь то производственные, жилые или любые другие.
  • Вредное вещество, которое называется также и загрязняющим, — это отдельное вещество (биологическое, химическое), которое может оказать на природу, здоровье людей негативное воздействие, когда имеют определенную концентрацию.
  • Загрязнение воздухаЗагрязнение воздуха — попадание в атмосферу (как и образование в ней) опасных веществ в превышающем нормы количестве. Здесь же классифицируются различные источники выбросов.
  • Вредное воздействие (физическое). Под ним понимаются шумы, различные излучения, которые способны ухудшить атмосферу, ее свойства.
  • Неблагоприятные метеорологические условия. Ими считаются такие условия, которые способствуют повышению содержания в атмосфере опасных элементов. Норматив этого воздействия определен как уровень, при котором вредные последствия еще отсутствуют. Он определяется отдельно для каждого потенциально негативного фактора и для их сочетаний. Установлен и отдельный норматив технологических выбросов.
  • Критическая или предельно допустимая нагрузка. Это показатель, который определяет такое действие загрязняющих элементов, когда превышение его ведет к ущербу для среды.
  • Трансграничное загрязнение — то, что образуется по причине перемещения вредных веществ с территорий других стран.

Основные понятия дают ключ и для применения установленных норм в реальной жизни. В судебной практике, например, когда рассматриваются природоохранные дела, важно установить четкие формулировки и доказать конкретный вид нарушения. От этого впрямую будут зависеть виды и пределы санкций.

Распределение охранных полномочий

Местные и региональные органы власти часто заявляют об отсутствии должных охранных полномочий. В большинстве случаев это можно считать простыми отговорками. На самом деле ФЗ наделяет субъекты и их территории достаточными правами в этой сфере.

Об этом в законе говорится следующее:

  • Программы, направленные на снижение выбросовВ регионах могут принимать программы, направленные на снижение выбросов, даже на сокращение использования продуктов из нефти, в том числе и бензина. И наоборот, региональные власти имеют право стимулировать производство в применении тех видов топлива, которые будут более безопасны в экологическом отношении.
  • Местные власти могут принимать решение по ограничению движения транспорта на территориях, где в какие-либо промежутки времени возникает угроза превышения допустимых параметров вредности.
  • Власть на местах самостоятельно может предъявлять иски о возмещении вреда природе, если он является следствием нарушений, которые выявлены в ходе проверки, осуществления надзора.
  • Регион сам может устанавливать ориентировочные показатели выбросов, что будет целью снижения их до приемлемого уровня. Также на этом уровне устанавливаются предельные параметры как для конкретных источников загрязнения, так и их совокупности.
  • Местное самоуправление (в городах, районах) наделяется и полномочиями в сфере охраны атмосферы.

Передачи части полномочий на места логично вытекает из принципов общего управления охраной воздуха. Среди них в приоритете находятся жизнь граждан, их здоровье (в том числе и последующих поколений). Важными являются и гарантии нормальных экологических условий для жизнедеятельности человека. Что конкретно необходимо сделать для этого с учетом местных особенностей, виднее, конечно, в регионах и на их территориях.

Нормирование и регулирование выбросов

Закон об атмосферном воздухе определяет главой III особенности осуществления работы в сфере охраны. Это важно для научно обоснованного, комплексного подхода, его системности. Только так можно добиться недопущения последствий, которые дадут необратимый эффект.

Нормирование и регулирование выбросов

Запреты и разрешения

В деле охраны окружающей среды необходимы гласность, достоверность любых сведений. Именно они определяют вопросы неизбежности ответственности для нарушителей, сохранения здоровья людей и безопасности их жизни. Имеются действенные методы наведения порядка.

Разделы главы посвящены и тем вопросам нормирования, которые могут решаться в регионах и на территориях:

  • Отдельно оговаривается ситуация, когда компании, организации, лица не имеют на конкретный момент возможности соблюсти предельно допустимые параметры выбросов. Если обстоятельства являются обоснованными, можно согласовать временный порядок работы.
  • Охрана окружающей средыВажно, что этот порядок будет действовать только на срок, пока выбросы не будут отрегулированы, а технические нормативы соблюдены. Здесь необходимы четкие планы-графики проведения должных мероприятий.
  • Выбросы (как и сбросы) опасных веществ возможны только с оформленного разрешения. За него необходимо внести госпошлину. Собранные таким образом средства должны направляться на природоохранные мероприятия.
  • Если разрешение отсутствует или условия его нарушаются, процессы, приводящие к загрязнению среды, могут быть приостановлены специальным актом. Такая практика действительно имеет место, пусть богатой ее назвать сложно. Как правило, при угрозе прекращения деятельности, остановки производства даже нефтяные компании начинают наводить порядок в своем хозяйстве.

Методы определения норм выбросов, предельно допустимых концентраций загрязняющих элементов, постоянно пересматриваются. В законе отмечается, что они должны совершенствоваться параллельно научному развитию. Меняется и сам закон — положения главы (ст. 12, ст. 14) будут изложены с 1 января 2019 г. в новой редакции.

Принцип раннего предупреждения

В законе 96 ФЗ «Об охране воздуха» учитываются не только отечественные, но и международные стандарты по атмосфере. Они касаются и требований, предъявляемых к компаниям на этапе не только строительства, но и проектирования промышленных и других объектов.

Здесь срабатывает принцип раннего предупреждения проблемы:

  • При городской застройке как таковой (как и застройке иных поселений), а также при включении в план строительства потенциально опасных объектов должны оцениваться и имеющийся уровень загрязнения, и прогноз по его изменению.
  • Международные стандарты по атмосфере.В обязательном порядке необходимо обеспечить при застройке соблюдение норм качества воздуха с учетом всех имеющихся фоновых значений.
  • Если опасное производство расположено в черте населенного пункта или поблизости от него, необходимо установить санитарно-защитную зону. Параметры ее определяются характером и мощностью завода, шахты, другого объекта. В этих зонах не допускается жилищное строительство.
  • Возведение таких объектов, запуск которых несет риск отрицательных климатических изменений, поражения озонового слоя, уничтожения генофонда природного мира, ухудшения здоровья граждан, запрещено.
  • Также запрещен и выпуск любого транспорта, выбросы которого превышают нормы. Весь моторный транспорт подлежит проверке в установленные сроки.
  • Запрещено захоронение и обезвреживание вредных веществ вне специальных отведенных для этого мест и без соблюдения правил. Это же касается сжигания или другого вида уничтожения. Положение распространяется и на дурнопахнущие вещества.

Места уничтожения, переработки, захоронения отходов заранее согласовываются с региональными органами природоохраны. Смысл этого в том, что связанная с ними деятельность не должна угрожать природе и человеку.

Закон обязывает Правительство России, все органы власти осуществлять работу по уменьшению вреда, наносимого атмосфере. Это касается эксплуатации автомобилей, судов, воздушных средств передвижения и, конечно, более вредных для экологии объектов и устройств (передвижных и стационарных).

Контроль ситуации и борьба с нарушениями

В законе прописан ряд мероприятий, касающихся непосредственной защиты людей при таком состоянии воздуха, когда возникает реальная угроза их здоровью и жизни. На раннем этапе они предусматривают комплексный мониторинг ситуации, краткосрочное и долговременное прогнозирование. Предусмотрены системы экстренного информирования власти и населения. Важно, что общим делом здесь могут быть заняты и надзорные органы, и общественность.

Защита людей при таком состоянии воздуха

Права надзорных органов

Представители надзорных органов могут, имея документы установленного образца, посещать и проверять любые объекты (даже оборонные), на которых имеются загрязняющие источники. Они имеют право вести расследования, осуществлять измерения, проводить экспертизы и иные контрольные мероприятия.

Необходимо обратить внимание на таких позициях:

  • Представители надзорных органов Работники надзорных органов имеют право запрашивать и беспрепятственно получать информацию, необходимую для проверки ситуации с соблюдением требований по защите атмосферы.
  • Они же в случае выявления и документирования нарушений выдают предписания об устранении недостатков, проведении необходимых профилактических и других мероприятий, направленных на предотвращение ЧС. Ими же составляются протоколы в рамках административного кодекса.
  • Надзорные органы могут без привлечения судом входить в дело с целью оценки причиненного вреда.
  • При неблагоприятных прогнозах все компании и лица, у которых в пользовании есть источники выбросов, должны приступить к мероприятиям по уменьшению вредных последствий деятельности. Контроль за этим осуществляют и надзорные органы.

В случае аварийных выбросов, когда возникают угрозы для населения, принимаются экстренные меры в том или ином формате чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это касается и негативных проявлений природного типа. Надзор же в первую очередь осуществляется там, где вероятен техногенный характер проблемы.

Роль общественности

Роль общественности принижать нельзя. Граждане и объединения также должны располагать полной информацией. Для этого они наделены различными правами.

Вот некоторые из отмеченных в ФЗ прав:

  • Роль общественностиГраждане и общественные организации, юридические лица могут принимать участие в процедурах по охране атмосферы.
  • Они имеют право участвовать в обсуждении вопросов о какой-либо планируемой опасной деятельности на территории (например, открытии нового производства).
  • Общественность должна допускаться к разработке защитных программ.
  • С целью защиты воздуха и возмещения вреда граждане также могут самостоятельно обращаться в судебные органы.

Вред, который причинен здоровью людей, их имуществу, воздушной среде, подлежит полному возмещению. Это положение нарушители пытаются обойти, поскольку оно предполагает фактическую компенсацию затрат на лечение граждан и восстановление среды за счет виновных организаций. Здесь также важен общественный контроль.

Законодательство «Об охране атмосферного воздуха» включает в себя и другие акты. Издавать их, вводить свои требования могут и регионы. Главным же документом, где эти позиции также нашли отражение, является Конституция РФ. Ответственность за нарушения предусмотрена административным и Уголовным кодексами.

Очередные изменения в закон уже приняты Государственной думой, одобрены Советом Федерации. Последняя редакция документа вступит в силу с 1 января 2019 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector