Последнее обновление - 10 апреля 2020 в 10:34
Производственный экологический контроль на предприятиях предусмотрен для выявления и пресечения нарушений в вопросах охраны окружающего пространства. Программа представляет собой комплекс организационных мер для контроля и выполнения планов по рациональному применению и регенерации ресурсов природы.
Содержание
Основа программы
В России используются государственные, муниципальные и производственные виды контроля, которые проверяют компании с вредными выбросами атмосферных веществ, твердых и жидких отходов. Мониторингу подлежат и объекты природы, находящиеся в области сброса и хранения остатков хозяйственной деятельности. Вопросы регулируются в соответствии с Федеральным законом «О защите окружающей среды» № 7.
Производственный экологический контроль осуществляется в отношении объектов хозяйствования:
- очистительных систем для обработки выбрасываемых газов;
- стационарных и передвижных единиц, выделяющих вредные производственные вещества;
- очистительных систем для биохимической очистки сточных вод;
- промышленных объектов, сливающих в канализацию и природные водоемы жидкие остатки после деятельности;
- иных субъектов, формирующих производственные отходы;
- объектов хранения и перераспределения продукции и сырья;
- участков земель и водоемов, загрязненных по вине организации;
- санитарных зон.
Пункты программы ПЭК зависят от вида производства. Экологические проверки на предприятии проводит руководитель организации, начальники технических служб и структурных подразделений. Контроль экологических служб города может быть наиболее действенным.
В ФЗ «О радиационной безопасности населения» № 3 изложены требования к осуществлению проверки по данному вопросу. Алгоритм процедуры выбирается для предприятий с учетом специфики деятельности и координируется с соответствующей службой исполкома, работающей в этом направлении.
Разработка положений
Контроль осуществляется для охраны окружающего пространства от вредных выбросов предприятиями хозяйственной деятельности и с целью проверки соблюдения требований, установленных законодательными органами.
Эта проверка применяется ко всем видам деятельности, негативно влияющим на окружающее пространство. Реализация программы контроля экологии в компании представляет собой целенаправленную работу внутренних ресурсов и уполномоченных государственных органов в рамках разработанных методов и на основе правовых социальных норм.
Предприниматели и юридические лица, работающие на объектах категории I, II и III, разрабатывают и принимают программу производственного экологического контроля на предприятии. Руководители проверяют работу согласно нормативным требованиям, результаты заносят в документы и сохраняют сведения. ПЭК проводится созданной в организации службой, ответственным за проведение комплексных мероприятий назначается главный инженер. Программу обновляют каждый год, последней утверждающей инстанцией в компании является директор.
Для руководителей и назначенных работников из числа тех, кто разрабатывает программу экологического контроля, проводится подготовка по вопросам охраны окружающего пространства и безопасности экологии. Обучение специалистов проходит в соответствии с законодательными нормами.
Содержание пакета документов
Экологический контроль на производстве является правовой мерой для обеспечения рационального применения и охраны природных ресурсов. Программа помогает предприятиям исполнять обязанности по измерению вредного воздействия, его учета и устранения опасных факторов производства.
Содержание и вопросы, отраженные в комплексной программе:
- описание выбросов вредных компонентов в атмосферу, инвентаризация их источников;
- классификация выделяемых опасных веществ во внешнюю среду и их источников;
- опись производственных отходов и объектов их утилизации;
- список ответственных лиц;
- перечень привлекаемых со стороны или собственных лабораторий, аккредитованных в рамках закона;
- план осуществления мероприятий, способы измерений и забора регулярных проб.
Результаты ПЭК документируются. Акты проведения проверок должны содержать пункты:
- описание производственных технологий и процессов, тип оборудования для выпуска товара;
- характер выполняемых услуг и работ, вид используемого топлива, сырья, материалов;
- причины образования вредных отходов;
- фактическая масса и объем выделений и сбросов, уровень их воздействия на природу и способы измерения;
- методы обращения с отходами потребления и производства;
- информация о состоянии внешней среды и способах проведения проб и измерений;
- перечень предпринимаемых действий по нормализации экологической обстановки;
- виды ответственности компании за выбросы сверх нормы.
Требования к ПЭК
Правительство с каждым годом ужесточает санкции за невыполнение программы контроля вредных выбросов. Руководство организаций следит за изменениями в законе, проводит рекомендуемые мероприятия и регулярно отчитывается о проделанной работе. Документ экологического контроля в компании разрабатывается для возможности наблюдения за исполнением требований со стороны проверяющих органов.
Разработка ПЭК — это способ для руководства избежать санкций и штрафов от контролирующих госструктур за нарушение эпидемиологических норм. Сроки отчетности разрабатываются соответствующими отделами исполкома в зависимости от категории субъектов производства и степени загрязнения среды.
При контроле загрязняющих выбросов проводятся постоянные измерения объема и массы, учитываются особенности технологии и производства, выделяющего маркерные вещества.
Меры правительственного регулирования:
- Объекты, которые относятся к I группе, оборудуются автоматическими измерительными приборами и установками учета объема выхлопов в атмосферу и выбросов во внешнее пространство. Предусматриваются технические модули накопления и передачи сведений в государственные подразделения по вопросам экологических проверок об объеме, массе и концентрации вредных компонентов.
- Законы России по единству изменений определяют требования к техническим характеристикам автоматических приборов по измерению, фиксации и трансляции данных в отдел государственного мониторинга окружающей среды.
- Законодательством предоставляется перечень источников загрязнения атмосферы, воды и почвы. Приводится список вредных компонентов, которые подлежат систематическому контролю автоматическими приборами.
Предоставление отчетности
Закон обязывает предприятия, которые загрязняют среду, создавать контрольные службы для проверки выполнения мероприятий по охране. Для ИП и частников, которые содержат предприятия I, II и III категории, рекомендуется организация планов ПЭК и регулярный отчет перед экологическими подразделениями Росприроднадзора о результатах проведения.
ИП и руководители компаний юридической формы собственности отчитываются перед уполномоченным органом Российской Федерации, исполнительным комитетом или его службой. Сроки и порядок предоставления отчетов устанавливаются органом исполнительной власти РФ, назначенным правительством. Государство определяет форму отчетных документов о результатах проведения экологического наблюдения и разрабатывает методику заполнения бланков.
Результаты могут подаваться в электронной форме. В них указываются итоги проверок, списки мероприятий и действий по обеспечению экологической чистоты прилегающих территорий. Документ подтверждается электронной подписью. Форма предоставления результатов работы устанавливается органом исполнительного комитета, уполномоченным правительством.
Ответственность за отсутствие
Составление и принятие документа осуществляется учредителем компании. Руководители нанимают для разработки программы сторонних специалистов, т. к. сложность учета параметров ведет к пропуску отдельных из них. Такое положение обеспечивает начисление санкций, иногда влечет остановку производства. За нарушение предусмотрена административная, имущественная и уголовная ответственность.
Предприятия, которые не разработали программу экологического контроля, сталкиваются с определенными трудностями. Для них в п. 8. 1 КоАП России предусматриваются меры наказания:
- налагается штраф 100−250 тыс. рублей или работа на объекте останавливается на 90 суток;
- ответственное лицо штрафуется в размере 10−30 тыс. руб.;
- индивидуальные предприниматели платят штраф 30−50 тыс. рублей, их закрывают на 90 суток;
- при нарушениях пищевой отрасли размер штрафа достигает 600 тыс. руб. с конфискацией произведенного товара в соответствии со статьей № 14. 43 КоАП РФ;
- на предприятии отсутствует возможность соблюдения норм СанПиНов;
- без разработанной и утвержденной программы СЭС не выдаст заключения на вид деятельности.
Разрешение споров и необходимость возмещения
Спорные вопросы решаются в суде согласно законам РФ. Лица, действия которых ведут к уничтожению природной среды по причине загрязнения, нерационального применения и порчи, обязуются законом к восстановлению природных ландшафтов и экологических систем в полном объеме.
Размер вреда определяется в соответствии с установленными нормами тарифами и способами исчисления объема вреда. При отсутствии аналогичных утвержденных методик исходят из фактического размера вреда и применяют санкции, требующие восстановления нарушенной природной среды с учетом реальных причиненных убытков и упущенной фактической выгоды.
Постановка на учет в государственном реестре
Объекты хозяйствования, которые не разработали ПЭК и оказывают негативное действие на окружающую местность, ставятся на государственный учет в компетентном органе исполкома, утвержденном правительством РФ. Регистрация осуществляется на основании заявления ИП или ЮЛ через полгода (не позже) с момента начала работы компании.
Форма заявки о принятии на учет с информацией для внесения в реестр предприятий, негативно воздействующих на прилегающие территории, утверждается государственными органами контроля. Разрешается подача в электронной форме с подписью руководителя.
Исполнительный орган или исполком субъекта России, уполномоченный правительством РФ, в течение 10 суток с момента получения заявления ставит на учет искомый объект. Компании с вредным воздействием на окружающую среду присваивается код, категория, и владельцу вручается свидетельство учета в государственном реестре.
Порядок выдачи кодов разрабатывается и утверждается федеральным исполнительным органом. В связи с предоставлением владельцами компаний обновленной информации, сведения в реестре подлежат обновлению. Это происходит в случае:
- замены собственника организации, негативно воздействующей на прилегающую территорию;
- изменения расположения объекта;
- модернизации технологических процессов;
- разработки ПЭК на предприятии;
- изменения характеристик вредных выбросов и технических параметров обеззараживающих и очистительных установок на заводе.
Снятие с регистрации
Приостановление учета в государственном реестре происходит, если компания, которая оказывает вредное действие на природную среду, прекращает работу. Эти сведения подаются в форме заявки с перечнем подтверждающих документов владельцем фирмы.
Собственнику организации, снимаемой с учета, выдается свидетельство о прекращении регистрации в течение 10 дней. Постановка, снятие с учета и выдача соответствующих свидетельств выполняется бесплатно для владельцев фирм разных видов собственности.
С помощью планирования производственного экологического контроля на предприятии обеспечивается сбор фактической информации по загрязнению среды, оперативно устраняются причины вредных выбросов.